Вторник, 03.12.2024, 02:04      

ООО "ЖЭК-СИСТЕМЫ"
РЕМОНТ, МОНТАЖ И ОБСЛУЖИВАНИЕ
ВНУТРЕННИХ И НАРУЖНЫХ СЕТЕЙ И КОММУНИКАЦИЙ                  
СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ 
РЕМОНТ И ВОЗВЕДЕНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
 СДАЧА ОБЪЕКТА ПОД КЛЮЧ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS   

Форма входа
Категории раздела
Разные материалы [11] Электронные СМИ [13]
Печатные СМИ [5] Проблемы в ЖКХ [6]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Разные материалы

    Промыслы в Уезде
    Краеведческий сборник «Наш край» № 3, 1990 год, г. Яранск Кировской области.
     
    Промыслы в уезде

    Главным занятием крестьян Яранского уезда было земледелие (за исключением малоземельных волостей). Большим подспорьем в хозяйстве служили внеземледельческие занятия: промыслы, ремесла. В неурожайные годы они давали хоть какие-то средства к существованию.
    Ремесло — профессиональное занятие — изготовление изделий ручным кустарным (не фабричным) способом.1)
    Промыслами охватывается более широкий ряд занятий: 1) добывание (в том числе и денег), добыча, охота; 2) мелкое ремесленное производство, обычно подсобное занятие при основном сельскохозяйственном...2)
    Большинство промыслов могли носить как местный, так и отхожий характер. Отхожим промысел является тогда, когда им занимаются на стороне, отлучаясь из дома на длительное время.
    Одним из наиболее распространенных занятий крестьян в зимнее время, свободное от земледельческих работ, являлся извоз. Им большей частью занимались отходники — 10459 человек.3) Местных числилось 742 извозчика. До пароходного сообщения и железных дорог извоз был распространен в губернии на большие расстояния.
    Яранск занимал удобное в этом отношении положение. Он стоял на дороге «из Сибири в Москву»: Соль-Камская — Кай — Слободской — Хлынов — Орлов — Котельнич — Яранск — Шанчурин (Санчурск) — Козьмодемьянск — Нижний Новгород.4)
    Мужчины, занимавшиеся этим промыслом, сговаривались между собой и целыми деревнями отправлялись за товарами, увозя из местного края необходимое в других городах, например: рожь (зерном и мукой), овес, лен (куделью и холстом), льняное семя, сало, щетину, шерсть (Фото 1). В Яранск доставляли чай, сахар, ткани, галантерею, вина, рыбу и другие товары гужом из других городов. Извозчики ехали все вместе, составляя обозы лошадей в 30-40 подвод и более. Извоз как промысел существовал там, где другого способа перемещения грузов не было. Еще в начале ХХ века можно было встретить обозы по дорогам от Вятки до Слободского и Кая, от Вятки до Нолинска и Медведок, от Котельнича до Яранска, от Яранска до Костромы, Нижнего Новгорода, Казани. Извоз давал крестьянам заработок и лошадям корм. Из Яранского уезда крестьяне 3759 дворов5) доставляли товары в Казанскую губернию, 2593 дворов — в Нижегородскую, 2010 — в Костромскую. По своему уезду на дальние расстояния ездили извозчики из 2942 дворов, в Котельнический уезд — из 361, в Вятский — из 119...

    Фото 1.
    Ямщики (777 человек) развозили пассажиров и грузы по Яранскому уезду, доставляли их в Вятку, Казань, Нижний Новгород, Кострому...
    Был в Яранске и такой промысел, как бурлачество. Бурлачеством называется работа всякого рода на плотах при сплаве леса и на речных судах. С верховьев реки Вятки и ее притоков, с Камы сплавлялся лес для нужд населения губернии, а главным образом — в низовые губернии Волги, до города Царицына6). Этот промысел был весьма развит в губернии, за исключением Вятского и Нолинского уездов. По небольшим рекам лес сплавляли отдельными бревнами, а «плотили» его уже тогда, когда он выходил в реку Вятку. Бурлаки вели и небольшие суда в тех местах, где не могли пройти пароходы. Кроме строевого леса, бурлаки сплавляли дрова. Заготовленные зимой, они складывались на берегу, а в половодье сплавлялись вниз по реке. Ярань считалась сплавной рекой7), по уезду протекали Пижма, Вятка. Бурлаки из Яранского уезда (359 человек) работали в Казанской, Самарской, Пермской и других губерниях, водили плоты по Волге, Каме, Вятке. Отходников числилось 1943 человека.
    Большое количество крестьянских рук было занято рубкой леса и дров, драньем лык и мочал (лесные промыслы).
    Рубка леса начиналась по первому снегу (конец октября — начало ноября) и оканчивалась в марте. Лес рубился близко к корню, очищались сучья, обрубалась вершина, бревна свозились на берег сплавной реки, там складывались в кучи-»бунты». Весной лес по большой воде сплавлялся вниз, в реку Вятку. Заготовленный для местных нужд лес вывозился лесовозами. На местах лес и дрова заготавливали 3592 человека, а отходников по этому промыслу отмечено 3772 .
    Лыко и мочала сдирают с лип, поэтому и промысел этот встречался в южных и частью средних уездах Вятской губернии, где росло много липы. Лыко драли с молодых липок. Для мочала использовали кору старых лип. Сдирали ее при помощи ножей, кочедыков (кодочик, колочик — инструмент, используемый при плетении лаптей). Кору длительное время вымачивали, потом отделяли мочало. На местах заготовливали лыко и мочало 917 человек, более всего в Ернурской, Пибаевской, Малошалайской волостях. Отходников насчитывалось 212 человек.
    Одним из самых распространенных в уезде был такой промысел, как плотничество (Фото 2). Обилие лесов, многочисленность населения, большое число построек давало постоянную работу плотникам и в своем уезде (на местах работало 11378 плотников), но все-таки порядочное их количество отправлялось на заработки далеко от дома: в Казанскую, Пермскую, Уфимскую, Оренбургскую губернии, меньше — в Самарскую, Нижегородскую, Костромскую, в Елабужский, Вятский, Малмыжский, Сарапульский уезды. Отходников по переписи 1891 года числилось 7809 человек. Вообще вятские плотники славились везде как лучшие мастера. Слобода Кукарка8) представляла центр плотничества, и поэтому во многих местах вятские плотники были известны под названием «кукар».
    Ремесла крестьян Вятской губернии, Яранского уезда в том числе, были тесно связаны с естественными богатствами края. Мастера изготавливали дешевые, необходимые в крестьянском быту предметы. Занимаясь ремеслом, они не бросали занятия сельским хозяйством.
    Первое место по числу занятых лиц принадлежало деревообрабатывающим ремеслам. В эту группу входили столяры, токари, санники, тарантасники, тележники, экипажники, колесники, бондари, лопатники, лодочники, резчики, посудники, сундучники, мастера, делавшие ободья, полозья, оглобли, ткацкие станки, мялки, самопрялки, грабли, молотила, вилы, веретена, вьюшки, цевки, лари, сохи, косули, бороны, веялки, колоды и кряжи (ульи), изготовлявшие спичечные коробки и солому, корзинщики, обрабатывавшие лыко и мочало...
    Столяры выделывали и простую крестьянскую мебель, и красивую полированную, оконные рамы, игрушки, корешковые и каповые изделия. Токари делали точеные части к мебели и массу всякого рода токарной мелочи.
    Каповый промысел был основан слободскими мастерами Григорием и Василием Макаровыми (отец и сын) в 20-х годах XIX века и долгое время составлял особую, нигде не встречающуюся, специальность вятских столяров. Кап — это нарост на стволе и ветвях деревьев. Лучший кап березовый, его в основном и используют. Менее пригодны и реже встречаются липовые, ольховые, сосновые, еловые наросты. Выбрав кусок капового нароста, мастер приступает к его распиловке, причем весьма старательно соображает, чтобы материал был использован по возможности весь, с наибольшею выгодой. Распиленный кап имеет беловато-тусклый рисунок. Его вымачивают в воде и в течение суток парят в печи, отчего материал краснеет и рисунок его становится ярким. Сушат 6-7 дней и приступают к изготовлению изделий: шкатулок, ящичков, портсигаров, спичечниц, игольниц, мундштуков, запонок, брошей и т.д. Готовые изделия очищаются несколькими сортами наждачной шкурки, покрываются светлым лаком. Каповые изделия всегда ценились дорого, они расходились по всей России и в небольших количествах вывозились за границу. Пользовались спросом каповые изделия и в Яранске, их для продажи постоянно запрашивали с вятского склада кустарных изделий.
    Бондари выделывали бочки, ведра, ушаты, корыта (фото 3). Корзиночники из прутьев, корней и лучины изготавливали корзины, короба, кузовы для тарантасов.
    Среди древодельных промыслов по числу лиц первое место занимали промыслы по обработке лыка, мочала и бересты. В Яранском уезде эту группу составляли почти только одни лапотники.9) В 1891 году, например, их насчитывалось 3984 человека. Лапти плели из лыка (фото 4), из мочала изготовливали кули и рогожи, из бересты делали бураки, пестери, пастушьи трубы, рожки, солонки, лукошки...
    Смолокуренным и дегтярным промыслами занимались на местах 711 человек, на стороне — 98. Курение смолы из сосновых пеньков и корней производилось в особо устроенных небольших смолокурнях. Деготь гнался на тех же смолокурнях из березовой коры — бересты. Добытые деготь и смола помещались в бочки и частью продавались скупщикам, которые отправляли их в губернии, где хвойных и березовых лесов было мало. Часть смолы и дегтя продавалась на местных рынках. Товар ходовой. Смолили суда, лодки, бочки, веревки, канаты. Дегтем смазывали телеги, упряжь, обувь, лечили людей и животных.
    Обработка льна, выработка из него льняных тканей составляли принадлежность почти каждого крестьянского двора. Кроме холста, ткали полотенца, скатерти, половики, сукманы (сукно с льняной основой и шерстяным утком), пояски, кушаки, шарфы. Из сукна шили верхнюю одежду: азямы, чепаны, делали онучи, без которых было невозможно ношение лаптей в холодное время года. Холст шел на нужды своей семьи, много его скупалось торговцами и вывозилось из уезда (до 1,5 млн. аршин).10) Мастериц в уезде в 1891 году числилось 11704. В 1894 году в Яранске открылась ткацкая мастерская. В нашем уезде было до 87 процентов кружевниц губернии. Более всего — в Кукарской волости (950), Ильинской (703 мастерицы). Сетники вязали всякого рода рыболовные снасти: фитили, сети, бредни, наметы. Веревочный промысел особенно был развит в Яранском уезде (до 50 процентов всех веревочников губернии).
    Вследствие большого производства холста и пряжи в уезде развился и красильный промысел. 630 человек местных красильщиков, 61 — отходник. Для тканья пестряди красили льняные нити в синие и красные цвета. В кубовой краске красили и сам холст (крашенина). Набойку делали, нанося на холст рисунок специальными досками-набойками, предварительно окунув их в краску. Кубовая краска составляла важный предмет торговли.
    Портняжный промысел, как для всех необходимый, существовал повсеместно: 3703 — местных портных и швецов, 4018 швей, отходников — 351 (но и они работали в основном в своем уезде). Некоторые портные ходили из деревни в деревню, из дома в дом, обшивая крестьян.
    Довольно широко были распространены промыслы, связанные с обработкой кожи. В Вятской губернии кожевенное производство развилось благодаря близости к Сибири, где можно было приобрести за дешевую цену громадное количество шкур. Кожевенные заводы принадлежали местным купцам и промышленным людям. Главным образом промысел существовал в Вятском, Нолинском, Сарапульском и Слободском уездах. Там были большие кожевенные заводы, изготовлявшие кож на миллионы рублей. На этих заводах обрабатывались опоек, юфть11), конские кожи. В Малмыжском уезде кожевенниками выделывалось до 10000 козловых и бараньих шкур для татарской обуви. Сафьян12) изготавливали в Сарапульском уезде.
    В связи с кожевенным производством развивались промыслы: сапожный, башмачный, шорный. Сбыт кожевенных изделий находил место в своей губернии. Сапоги, башмаки отправлялись в соседние, в Сибирь. Шорный промысел более был развит в Вятском уезде, где приготовливали шлеи, уздечки, хомуты, седелки. В Яранском уезде кустарей-кожевенников было немного. Они не выделены по переписи в отдельную группу, а числятся в «прочих». Но в уезде работали свои кожевенные заводы. Один из них был основан в 1873 году купцом Иваном Филипповичем Семеновым. На нем выделывали белую и черную юфть до 500 шт. на 2000 рублей. Рабочих было 5 человек. А вот сапожников, башмачников, чеботарей насчитывалось порядочно. Местных мастеров — 1678, отходников — 70. Сапожники и чеботари работали во всех волостях, кроме Ернурской, больше в Кукарской — 190, Ильинской — 141, Водозерской — 119, Малощегловской — 112, Пиштанской — 103.
    Шорников в уезде числилось 126 местных. В Кукарской — 30, Ильинской — 23 человека. На стороне работало 17 шорников, которые ходили чаще всего по своему уезду.
    Скорняжный промысел особенно был развит в городе Слободском и пригородных волостях, где работало несколько заводов и много мелких кустарей (вот они, традиции фабрики «Белка»). Выделываемые кустарями овчины и меха скупались теми же заводчиками и отправлялись на Нижегородскую ярмарку. В Яранском уезде местных скорняков было немного — 43, из них в Кукарской волости — 28. А вот овчинники имелись во всех 28 волостях общим числом 771 человек. 31 овчинник числился в отходниках. 96 мастеров шили рукавицы в 13 волостях.
    Порядочное количество кустарей было занято в промыслах по обработке волоса и шерсти. Сюда относились валенщики, сукновалы, шерстобиты, шляпники, щеточники. Шерстобитный и валяный промыслы хорошо были развиты в Яранском уезде, причем оба эти промысла часто имели отхожий характер. Местных шерстобитов насчитывалось 2779, отходников 339; валенщиков 2992 и 1244 соответственно. Валенщики-отходники работали в Казанской (из 386 дворов), Пермской (из 81), Самарской (из 56), Нижегородской (из 33) губерниях. Лучшие сорта валенок изготовливались в слободе Кукарке.
    В металлообрабатывающих промыслах числились кузнецы, работающие на огне, холодные кузнецы, слесари, медники, литейщики.
    Кузнечным промыслом в 28 волостях уезда занималось 2248 человек (в Кундышской — 231, Малощегловской — 200, Комаровской — 174, Малошалайской — 168, Юкшумской — 164, Кадамской, Пачинской, Шешургской — по 123 человека). Без кузнеца в крестьянском быту не обойтись, а потому они в деревнях были в почете. Делали кузнецы гвозди, подковы, косы, серпы, топоры, замки, домашнюю утварь, оковывали колеса, мастерили инструменты к различным ремеслам, железные части к сельскохозяйственным орудиям (сошники, ральники и т.п.)
    Холодные кузнецы занимались посудой, печками, насекали пилы. Слесари, медники, литейщики изготавливали колокольца, оконные задвижки, наборы для сбруи, гайки, втулки, кольца, кастрюли...
    Гончарное производство было представлено в 24 волостях уезда (в Пиштанской — 147 горшечников, Ихтинской — 104, Малощегловской — 97, Кундышской — 77). Посуда делалась простая черная и лакированная (фото 5). В крестьянском быту она использовалась широко.
    В слободе Кукарке добывался опочный камень, там занимались изготовлением из него плит, памятников, украшений на здания и церкви.
    В слободе Дымково, около города Вятки, лепили разные глиняные изделия: статуэтки, бюсты, куклы, изображения животных и птиц.
    Маслобойный промысел встречался во всех уездах губернии. Наибольшее распространение он получил в Яранском, Котельничском, Елабужском и Вятском уездах. Главной причиной его возникновения и широкого распространения надо считать существовавшие значительные посевы льна и конопли, из семян которых и получается масло.
    Гармонный промысел. Появление его на Вятской земле довольно интересно. В 1841 году восемнадцатилетний юноша Данил Нелюбин из Орловского уезда участвовал при сплаве баржи на ярмарку в Нижний Новгород. Для того, чтобы развлечь себя и сотоварищей во время ночных караулов, он купил себе тульскую гармошку. Инструмент вскоре сломался, и Данил отдал его в Нижнем в починку. Пока чинили, присматривался, да расспрашивал. Усвоив новые знания, скоро сам стал поправлять гармони, а потом и попробовал сделать свою, заменив железную пластину на медную литую, для легкости. Вятские гармоники стали пользоваться спросом. Их преимущество в том, что медные голосовые пластинки не ржавеют, а значит, инструмент можно использовать при всевозможных колебаниях температуры. Вятские гармоники славились хорошим тоном, чистотой отделки. Они стали вывозиться для продажи в другие губернии в значительных количествах. В нашем уезде тоже были мастера этого промысла: в 22 волостях гармони делали 87 человек. Часто мастерство передавалось из поколения в поколение. И сейчас еще вспоминают люди звонкие гармошки мастеров Румянцевых, Колеватовых.
    Общее явление для всех промыслов — большая продолжительность рабочего дня от 12 до 14 часов и выше, у ложкарей — до 18 часов. Труд кустаря оплачивался невысоко: от 0,9 до 4 копеек в день. Желание больше зарабатывать заставляло привлекать к труду детей, подростков и женщин.
    Большая продолжительность рабочего дня, антисанитарные условия труда, который производился в том же помещении, где жила семья, участие в работе детей не могли не сказаться вредно на здоровье кустарей. 10 промыслов были отмечены статистиками как вредные для здоровья.
    В начале ХХ века Яранский уезд занимал 1 место в губернии по числу лиц, занятых кустарными промыслами13):
    Яранский уезд — 14,1% от населения, Котельничский — 10,2%, Вятский — 7,8% и т.д.
    Для улучшения состояния местных ремесел в г.Яранске в 1873 году (первой в губернии!) была открыта мастерская-школа. Предполагалось вести преподавание следующих ремесел: столярного, сапожно-башмачного, валеного, рукавичного, портняжного, кузнечного, медного, жестяного, изготовление земледельческих машин и орудий. Но фактически были введены только столярные, кузнечные и слесарные курсы. В 1896 году введено обучение роговому мастерству (обработка рога), которое продолжалось до 1905 года. Также некоторое время обучали корзиночников. В 1877 году перестали преподавать грамоту, и школа была переименована в ремесленную мастерскую. Земство всячески поддерживало ее, выделяя довольно крупные суммы на содержание, делая заказы на изготовление школьной мебели.
    Поддерживало земство и ткацкую мастерскую, которая работала на 7 больниц, не успевала все сделать сама и большую часть работы отдавала местным ткачихам. Яранское земство решило не выписывать холст с фабрик, желая поддержать промысел в уезде, хотя фабричный холст обходился на копейку с аршина дешевле местного. Оборот мастерской достигал 3 тысячи рублей14).
    В 1894 году в г.Яранске был открыт кустарный музей, имевший целью способствовать сбыту изделий кустарей уезда (закрыт в 1901 г.). В 1911 году введена должность кустарного техника. Им стал Василий Федорович Скопин. Уездным земством кустарям выдавались мелкие ссуды в 25-100 рублей под 6 процентов годовых на срок от 10 месяцев до года.
    Многие промыслы со временем перерастали в мелкую промышленность. Кожевенных заводов по уезду в начале ХХ века было 8, скорняжных и шубно-овчинных — 8, салотопных, мыловаренных, свечно-сальных — 4, фосфорно-спичечных — 4, серповых — 2, кирпичных — 28. Это были небольшие заводики, иногда сезонные, с числом рабочих от 5-6 до 30-40 человек.
    В «Материалах по статистике...», кроме перечисленных выше промыслов, указано множество прочих внеземледельческих занятий: мельники — 3476, нищие — 6771(!), пчеловоды — 148, чтецы по умершим — 30, охотники — 1534, рыбаки — 1190, иконописцы — 17, знахари и лекари — 44, повитухи — 171, коновалы — 119 ...
    Множество промыслов, ремесел и прочих внеземледельческих занятий не дожило до наших дней. И, называя иной промысел, мы затрудняемся сказать, в чем он заключается. Например: «шадрик делают (зольничают)». Что это за занятие? Собирали по деревням золу, вываривали из нее поташ — щелочную соль. Щелоком в старину стирали белье. Самыми золистыми считают тополевые дрова. Или: корьевщики (корье дерут и продают). Корье — дубильная кора для выделки кож. Самая подходящая— дубовая и ивовая. Нам не понять, пожалуй, смысл пословицы: «Корье не малье, а дуба не стало», если не знать, что малье — это колотые доски.
    К некоторым словам мы привыкли, а смысла их не знаем. Скорняжный промысел — выделка мехов. А почему такое название? Оказывается, слово «скара» на Руси обозначало мех, шкурки. Так и говорили: «Из Руси идет скара». А кто такой коновал? У Даля читаем: «простой недоученный конский лекарь».15)
    Говоря о промыслах, можно вспомнить и устное народное творчество, связанное с ними. Например, трудовые, артельные песни, когда разом нужно было приложить всем усилия, пели:
    «Ой да, валим же! Ой, еще!
    Ой да, валим же! Ой, еще!
    Раз, дубинушка, ухнем!
    Раз, веселая, сама пойдет,
    Сама пойдет!»
    Много можно найти пословиц и поговорок: Ремесло за плечами не висит. Ремеслу везде почет. С ремеслом не пропадешь. У нашей пряхи ни одежды, ни рубахи. Сапожник, а без сапог. Корье не малье, а дуба не стало. На свой пай промышляй, а у друга хлеба не отбивай. Не без ума, так и не без промысла. Ободрали как липку.
    Вот такая интересная тема «Ремесла и промыслы Яранского уезда». Исследование ее должно быть продолжено. Необходимо собрать воспоминания старожилов: в какой местности и чем занимались, каким ремеслом славилась та или иная деревня. В связи с этим просьба к учителям краеведения, школьникам: запишите и передайте, пожалуйста, в музей воспоминания пожилых людей вашего поселка. Мы постараемся обработать этот материал и опубликовать в сборнике «Наш край» с указанием фамилий тех, кто помог в этой работе. Елена Дождикова,
    сотрудник краеведческого музея
    Примечания
    1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1981. — стр. 602. 2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1981. — стр. 547. 3. Материалы по статистике Вятской губернии. т.IX «Яранский уезд». Часть II. Подворная опись. Вятка 1893 г., — стр. 47 (Подворная опись Яранского уезда была проведена в 1891 году. И далее в работе следуют цифровые данные этой переписи). 4. Вадиковский А. Копия с рукописи. — стр. 20. 5. В «Материалах по статистике...» по местам отхода указывается количество дворов, а не количество лиц. Со двора могли ехать несколько мужчин (отец и сын, два брата и т.д.). Общее количество извозчиков: отходников — 10 459, дворов — 8464. 6. г.Царицын — сейчас г.Волгоград. 7. Памятная книжка состоящих в Государственной и Общественной службе по Вятской губернии на 1854 г. — Губернская типография, 1853. — стр.71. 8. Слобода Кукарка — сейчас г.Советск, Кировской области. 9. Кустарные промыслы Вятской губернии и деятельность Вятских земств по улучшению кустарной промышленности. — С.-Петербург, 1902. — стр.9. 10. Вадиковский А. Копия с рукописи. — стр.12. 11. Опоек — шкура теленка, а также выделанная из нее кожа. Юфть — сорт прочной мягкой кожи. 12. Сафьян — мягкая, специальной выделки козья или овечья кожа, окрашенная в яркий цвет. 13. Кустарные промыслы Вятской губернии... — стр.5. 14. Журналы совещания кустарных техников Вятской губернии... — Вятка, 1912. — стр. 100. 15. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. т.II, — стр.156.
    Литература
    Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1981. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.II, III. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. — С.-Петербург, 1891, Т.6. Материалы по статистике Вятской губернии. Том IX. «Яранский уезд». Часть II. Подворная опись. Вятка 1893 г. Кустарные промыслы Вятской губернии и деятельность Вятских земств по улучшению кустарной промышленности. — С.-Петербург, 1902. Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. Выпуск IV. — Вятка, 1892. Краткий исторический очерк о деятельности Яранского Уездного Земства за все время его существования (1867-1914 гг.). — Яранск, 1914. Родиноведение. География Вятской губернии. — Вятка, 1917. География Вятской губернии. — Вятка, 1909. Памятная книжка состоящих в Государственной и Общественной службе по Вятской губернии на 1854 г. — Губернская типография, 1853. Журналы совещения кустарных техников Вятской губернии 16-26 августа 1912 года. — Вятка, 1912. Вадиковский А. Копия с рукописи. Сумароков П. Копия с рукописи. Воспоминания Хорикова Ю.Н., Першина В.Ф.
    Категория: Разные материалы | Добавил: gkh (04.01.2012)
    Просмотров: 1246 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 SergDenty  
    0
    <a href=http://zmkshop.ru/>завод метлокнструкции</a>

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz