О том, какие шаги помогли этого добиться и что намечено реализовать в ближайшее время мы беседуем с начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Екатеринбурга Владимиром ГЕЙКО.
– Владимир Алексеевич, какие знаковые моменты можно отметить в развитии ЖКХ Екатеринбурга?
– Основным итогом деятельности жилищно-коммунального хозяйства города Екатеринбурга в 2010 году является факт отсутствия сбоев в работе системы жизнеобеспечения города и негативных последствий для населения. В Екатеринбурге созданы благоприятные условия для развития рынка услуг по управлению жилищным фондом, вследствие чего число организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами, увеличилось до 124, значительная доля которых – 80 процентов – представлена организациями частной формы собственности.
Устойчивыми темпами в городе продолжается работа по созданию товариществ собственников жилья. В настоящее время в управлении 672 товариществ собственников жилья находится 1752 многоквартирных дома, что составляет 20,3 процента от общего числа многоквартирных домов без учета двухквартирных жилых домов.
Кроме того, следует отметить, что проводимая в городе отраслевая политика, как и в предыдущие годы, позволила полностью вписаться в установленные Государственной корпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» условия предоставления финансовой поддержки на проведения капитального ремонта многоквартирных домов и получить в 2010 году на эти цели федеральные средства.
Не ошибусь, если скажу, что самым знаковым событием в минувшем году стало принятие Екатеринбургской городской Думой нового «Стратегического плана развития Екатеринбурга», который определил в том числе и для жилищно-коммунального комплекса города основные стратегические пути развития на период до 2020 года.
В составе «Стратегического плана развития Екатеринбурга» утверждена стратегическая программа «Совершенствование системы управления жилищным фондом». Целью программы является формирование системы корпоративных и социальных отношений в жилищной сфере, обеспечивающих постоянно повышающийся уровень качества жилищно-коммунальных услуг, оказываемых потребителям (населению), комфорта и безопасности жилья.
Поставленная цель должна быть достигнута путем решения следующих основных задач – оптимизация системы управления жилищным фондом, развитие корпоративного и социального партнерства на основе вовлечения в систему управления жилищным фондом общественных институтов и поддержки их инициатив, повышение уровня качества жилищных и коммунальных услуг, обеспечение комфортности и безопасности жилищного фонда, сохранение и воспроизводство жилищного фонда, а также повышение уровня правовых и технических знаний у населения.
– Как реализуется программа по капитальному ремонту многоквартирных домов?
– В соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и на основании утвержденных региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов проводилось финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в адресную программу муниципального образования «город Екатеринбург» за счет долевого участия Фонда, областного и местного бюджетов, а также средств собственников жилых помещений.
За три года реализации программ капитального ремонта городу было выделено: в 2008 году – 1035,957 млн. рублей, в 2009 году – 2200 млн. рублей, в 2010 году – 570,012 млн. рублей.
Согласно утвержденной адресной программы в 2008 году в Екатеринбурге был проведен капитальный ремонт 555 домов. Получателями средств по данной программе являлись 18 управляющих организаций, 43 ТСЖ и 9 ЖЭК. На замену внутридомовых инженерных сетей направлено 65% средств, на замену 124 лифтов – 12% суммы.
В 2009 году в адресную программу вошли 753 многоквартирных дома. Получателями средств по данной программе являлись 165 организации, в том числе 22 управляющих организаций, 90 ТСЖ и 53 жилищных кооператива.
Приоритетным направлением при реализации программы стали работы по замене лифтов. Заменено 853 и отремонтировано 32 лифта. На эти работы направлено 59% средств, предусмотренных в рамках реализации программы капитального ремонта.
В 2010 году в адресную программу вошли 154 многоквартирных дома. В реализации адресной программы принимали участие 45 организаций, в том числе 17 управляющих организаций, 17 ТСЖ и 11 жилищных кооперативов.
Кроме адресной программы за счет средств городского бюджета был отремонтирован 91 многоквартирный дом и за счёт средств населения – 390 домов. Всего в 2010 году было капитально отремонтировано 635 многоквартирных домов.
Наряду с ремонтом внутридомовых инженерных сетей, ремонтом крыш, подвалов и утеплением фасадов, в рамках адресной программы выполнена замена и ремонт 61 лифта. Кроме адресной программы за счёт городского бюджета отремонтированы 96 лифтов и за счёт средств населения –15 лифтов. Всего в 2010 году ремонту и модернизации подвергнуто 172 лифта.
– Владимир Алексеевич, как решаются задачи энергосбережения при выполнении работ по капитальному ремонту?
– В рамках реализации Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», организации, осуществляющие функции по управлению многоквартирными домами в городе, осуществляют мероприятия по энергосбережению, в том числе оборудование домов коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления энергоресурсов.
В муниципальном образовании «город Екатеринбург» в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Главы Екатеринбурга от 13.08.2010 № 3401 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам Екатеринбурга на установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления энергоресурсов в многоквартирных домах, в которых размещаются муниципальные жилые помещения», предоставляются субсидии на возмещение затрат, связанных с установкой коллективных (общедомовых) приборов учет потребления энергоресурсов.
За 2010 год с участием бюджетных средств было установлено 493 узла коммерческого учета тепла, 95 приборов учета потребления холодного водоснабжения, 416 – электрической энергии, в том числе в рамках городской целевой программы «Внедрение подомового и поквартирного учета тепловой энергии, горячей и холодной воды на 2006–2010 годы» 245 узлов коммерческого учета тепла, 18 – холодного водоснабжения, 224 – электрической энергии.
Процент оснащения многоквартирных домов узлами коммерческого учета тепла составил 86%, водоснабжения – 90%, электрической энергии – 99,9 %.
Управлением жилищного и коммунального хозяйства администрации города Екатеринбурга ежегодно заключаются с организациями, осуществляющими функции по управлению многоквартирными домами, «Соглашения о повышении эффективности управления многоквартирными домами». В рамках данных соглашений управляющие организации принимают на себя обязательства по осуществлению мероприятий по энергосбережению, в том числе работы по утеплению конструктивных элементов общего имущества многоквартирных домов, ремонт межпанельных швов, изоляция трубопроводов центрального отопления и горячего водоснабжения, оконных и дверных заполнений.
– Какие проблемы на сегодня остаются самыми актуальными в сфере управления жилищным фондом и каковы пути их решения?
– По-прежнему одной из основных проблем отрасли остается растущая задолженность населения по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги составляющая на конец 2010 года 2,5 млрд. рублей.
В целях организации работы по снижению задолженности граждан созданы специальные комиссии в жилищных организациях и в администрациях районов города Екатеринбурга. Разработаны и утверждены Положения о данных комиссиях, определяющие их полномочия в рамках действующего законодательства.
Совместно с представителями комиссий управляющие организации проводят комплекс мероприятий. В частности, ведут с должниками разъяснительную работу, совместно с ООО «Единый расчётный центр» организуют акции по списанию сумм пени при погашении задолженности, а также поощрительные акции для граждан, своевременно и в полном объеме оплачивающих жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, в их функции входит досудебная работа с должниками, претензионно-исковая работа и другое.
Комиссии управляющих организаций готовят документы и направляют их на рассмотрение в районные комиссии по снижению задолженности.
На заседаниях комиссии рассматриваются вопросы о сроках погашения задолженности граждан, предоставления рассрочки для ее погашения, возможности заключения гражданско-правовых договоров о выполнении работ в счет погашения долга, предоставления субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или обращения с иском в суд.
Заседания районных комиссий проводятся два раза в месяц. За 2010 год ими было рассмотрено несколько тысяч дел по фактам дебиторской задолженности граждан. По результатам работы комиссий заключены соглашения по погашению задолженности по 300 делам. В 1127 случаях должники представили уже на заседание комиссии квитанции о погашении задолженности полностью или частично.
По итогам проведенной работы по снижению задолженности граждан за жилищно-коммунальные услуги в 2010 году была погашена задолженность в сумме 48453,2 тыс. рублей. Подано в 2010 году заявлений на выдачу судебных приказов 968, исковых заявлений – 3176.
С ГУВД города организована совместная разъяснительная работа с гражданами должниками с привлечением участковых милиционеров. Кроме того, разработан план и осуществляются совместные мероприятия с Управлением федеральной службы судебных приставов по Свердловской области по повышению эффективности исполнения судебных решений по взысканию задолженности граждан за жилищно-коммунальные услуги.
По жилым помещениям, находящимся в муниципальной собственности, в 2010 году было подано 10 исков на выселение нанимателей – злостных должников – в жилые помещения согласно социальных норм. По 6 делам решения о выселении вступили в законную силу.
В целом благодаря комплексной работе с неплатежами граждан по итогам 2010 года удалось повысить уровень собираемости платежей граждан за жилое помещение и коммунальные услуги до 96,5%. Однако пока ещё рано говорить о выходе на прежний, докризисный уровень собираемости платежей. На конец 2007 года он составлял 98%.
– Что делается городскими властями для повышения качества жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению? Какая роль в этом вопросе отводится управляющим организациям?
– Задача по обеспечению качества жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, определена администрацией города Екатеринбурга приоритетной на текущий год. Безусловно, управляющие организации станут реальными проводниками данной задачи в жизнь.
Кроме того, следует подчеркнуть, что текущий год будет являться годом становления института саморегулируемых организаций (СРО) в жилищной сфере. В рамках становления данного института следует считать необходимым и обязательным условием формирования в жилищной сфере корпоративных и социальных отношений, а также повышение социальной ответственности предприятий ЖКХ перед потребителями за качество оказываемых им жилищно-коммунальных услуг.
– Владимир Алексеевич, что по вашей оценке является главным препятствием на пути реформирования жилищно-коммунального сектора?
– Из всего спектра проблем, являющихся сдерживающим фактором при реформировании жилищно-коммунального сектора, можно выделить три основных. Это –низкий уровень правовых и технических знаний у потребителей жилищно-коммунальных услуг, отсутствие сформировавшегося института потребителя в жилищной сфере и несовершенство федерального законодательства.
Журнал «Энергетика и ЖКХ Урала»