• реформа ЖКХ Хочу в собственники!Дом не может быть «ничьим», он должен стать «нашим»Вопрос о том, как нам в районе обустроить комплекс жилищно-коммунального хозяйства, активно обсуждается сейчас и на властном, и на бытовом уровнях. Власть заботят, в первую очередь, условия, в которых будет функционировать создаваемая структура (особенно то, позволит ли она получать средства на реконструкцию и модернизацию жилищно-коммунальной базы извне, через федеральные программы и фонды) и конечно то, насколько она будет поддаваться её влиянию, то есть управляема. Население города наблюдает за процессами реорганизации с двояким чувством. Большая часть жителей надеется оказаться «всех умнее». Эти люди дождутся рождённого в муках и спорах результата, и с показной злостью, но с внутренним удовлетворением, скажут: «Ну вот, опять ничего хорошего у них не получилось». У этой части (прежде всего, горожан) настроение смешанное. Кому же, к примеру, не хочется, чтобы пришёл частник на рынок жилищно-коммунальных услуг? Даёшь и сервис, и конкуренцию, вследствие которой, глядишь, и тарифы столь стремительно расти не будут, и качество услуг само собой улучшится. Но в то же время оплачивать стопроцентное содержание своего жилища (а в некоторых случаях и 50% , да что там — даже и 5%), отвечать морально и материально, а уж тем более юридически, за его безупречное состояние — увольте. Пусть за всё отвечает власть. Она же и деньжат пусть подкинет на капитальный ремонт крыш и фасадов, внутридомовых систем коммунальных сетей (всего, что в многоквартирном доме считается общим, т. е. по сути нашего привычного понимания — ничьим), она же и о приборах учёта поступающих в многоквартирный дом коммунальных благ пусть позаботится, причём безвозмездно, то есть даром. Ко второй части населения относится практически всё сельское, а также каждый из владельцев частных домов и квартир, частично благоустроенных или же неблагоустроенных вообще в городе, и, разумеется, также «новый класс» собственников, организованный в жилищные товарищества и кооперативы, привыкающий платить и отвечать за всё, что связано с местом своего проживания, то есть и за дом, и за прилегающую территорию. Не будем судить первых, в чём-то они и правы, требуя от власти помощи хотя бы на первых порах «привыкания» к новому статусу не только пользователя, но и владельца жилых помещений. Не будем чествовать и вторых, хотя грузу, который они взвалили на свою шею, не позавидуешь. Подумаем лучше о том, что мы теряем, опаздывая в своём частнособственническом развитии? Для владельца и хозяина бревенчатого, деревенского типа «особнячка», вопроса о том, кто должен ремонтировать его жилище, никогда не существовало, всё логично ложилось на его плечи. Может быть, сейчас это и кажется странным, но именно эту частнособственническую философию старалась из людей вытравить прежняя власть. Считалось, что человек должен был всецело себя отдавать социалистическому производству, воспитанию детей и самообразованию в духе идеалов коммунизма и не забивать себе голову латанием дыр на прохудившейся крыше — всё это ему должны были обеспечить работники службы быта и сервиса жилищного ремонта на планово распределяемые государственные средства. Наш человек с лёгкостью отдался такому попечению, правда, вопрос небрежного отношения к государственной собственности оказался при этом открытым. Да и пресловутая «нефтяная игла», увы, не долго обеспечивала антисобственническую идеологическую линию: выделяемых на ремонт и обслуживание жилья денег не стало хватать. А с этими, последовавшими потом, переменами, революциями и окончательным крахом Советской власти в стране, всем стало далеко не до жилищного фонда. Он пришёл в полное запустение, причём до такой степени, что попытки переустроить это хозяйство (пока что административным путём, «сверху») продолжаются уже, пожалуй, не меньше десятилетия. В том-то и дело, что пока обитатели домов, особенно ветхих и аварийных, не прочувствуют до конца то, что они сами должны решать проблему с их ремонтом и обслуживанием, а для этого либо за всё платить, либо подстраиваться под условия, которые упорно навязывает новая власть, — ничего не изменится к лучшему. Человек должен сказать себе: «Я собственник», а затем распорядиться этой, пусть пока неказистой, собственностью так, как ему нравится. Уверен, что никому не по душе протекающая крыша, грязные подъезды и сырые подвалы, и каждый хочет, чтобы в его квартире, даже на самом верхнем этаже, из крана текла вода, а в сливное отверстие, соответственно, утекала, и безо всяких проблем. Государство сказало: «Берите деньги и ремонтируйте». Депутаты издали Федеральный Закон № 185 от 21 июля 2007 года, в соответствии с которым в стране был создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предназначенный для предоставления финансовой поддержки в сфере ЖКХ гражданам, желающим обеспечить для себя безопасные и благоприятные условия проживания. Закон поставил ряд условий перед регионами, муниципальными образованиями, претендующими на получение денег на капитальный ремонт жилищ, а также переселение граждан из жилья ветхого и аварийного. Условия касаются обязательного и обозначенного процента наличия в системе ЖКХ частных предприятий, в т. ч. и в управлении домами, а также организации Товариществ собственников жилья (ТСЖ), тоже не менее оговорённого количества процентов от числа иных собственников. Мы в Яранске от выполнения этих условий оказались пока что далеки. А тем не менее, деньги из Фонда уже идут. В том числе и заявку на них по тем документам, что представила в Москву Кировская область, Фонд 23 июня с.г. удовлетворил в полном объёме. Например, Тужинский район, участник областной заявки, средства на реализацию, обозначенные в двух районных программах, капремонта жилья и переселения людей из аварийного и ветхого жилья, рассчитывает получить уже в этом году. Эти же деньги (что весьма актуально для Яранска) можно будет использовать ещё и на установку общедомовых приборов учёта. То-то путь решения проблемы «дорогого теплосчётчика» для 2- и 3-этажных домов! А что мы? Оказывается, что мы вправе включиться в федеральную программу в любое время. Как только будем готовы. Но до этого нужно сделать несколько шагов вперёд. И нам, жителям как благоустроенных, так и неблагоустроенных многоквартирных домов, — в первую очередь. От местной власти тут мало что зависит, потому что частник на рынок ЖКХ-услуг уже активно приходит, и это условие получения федеральных средств на развитие ЖКХ мы как-нибудь выполним. А что касаемо самоорганизации жителей в объединения собственников с правами юридического лица — тут как раз воля народа нужна. А от власти — разве что разъяснительная работа. Мы же должны пройти по пути от «ни за что не отвечающего жильца» до «за всё ответственного собственника». Точнее сказать — надо организовывать ТСЖ практически в каждом многоквартирном доме (потому что год от года условия получения денег из Фонда содействия становятся, согласно тому же ФЗ № 185, всё жестче в этом «частнособственническом» отношении). А если не сумеем или не захотим выполнить условия? Тогда обречём самих себя весь капитальный ремонт, установку общих приборов в многоквартирных домах оплачивать полностью из своего кармана. Скорее всего, даже районный бюджет при этом окажется не вправе чем-то помогать терпящим бедствие жильцам. Настоящий хозяин предпочёл бы от посторонней помощи не отказываться. Так что ситуация эта, по большому счёту, — проверка: настоящие ли мы? Странно, но так, видно, мы устроены, что бесплатно, или как это у нас говорят, «на халяву», каждый вполне охотно становится собственником. Вспомните про свои бездарно утраченные ваучеры, про земельные доли, про которые каждый думал: «Дают, так чего бы и не взять…». Но много ли счастья они принесли, кроме тешащего самолюбие гордого звания «собственник»? Увы! Значит, надо брать на себя не блага, а заботы, ответственность за то, чем владеешь. Это в конечном итоге должно принести пользу. Александр ДЕНИСОВ
|